Жалоба покинутой. Свеча | Стихи о старости

Стихи о старости пишу, чтобы привлечь ваше вниманье
и пониманье…

Жалоба покинутой

Каждый раз смотрю на небо,
на седые облака.
Бедность. Старость. Дайте хлеба.
И протянута рука.
Жизнь – обманщица. Старуху
вокруг пальца обвела.
Пусть возьмет ее проруха.
Уж давно с ума свела.

Кто я? Где я? – Я не знаю.
Знаю только, что в мороз
Я немного замерзаю:
мерзнут руки, мерзнет нос.
Зрение давно не важно.
Слышать я с трудом могу,

Но стою я здесь отважно.
— Дайте хлеба. – Ни гу-гу…
Люди как-то огрубели:
Все снуют-снуют-снуют…
Сами вроде как поели,
Мне ж бумажки лишь суют.
Что бумажки? Дайте хлеба!
Я давно уже прошу.
Нету хлеба… Трудно, небо!
Тихо к Богу отхожу…
(автор — Татьяна Саксон)

Свеча

Расплывшаяся, завалилась набок,
Крива немного, сальна и стара,
Светя на двух уставших бабок,
Горит свеча на краешке стола.
Огонь ее беснуется и скачет,
Он жжет ее подтаявший уж воск.
Свеча, как бабки, молча, тихо плачет:
Ей не вернуть свой прежний лоск.
И век ее совсем уже недолог:
Сгорит дотла и станет не нужна,
А из одной из освещенных полок
Появится свеча на краешке стола…
(автор — Татьяна Саксон)

Что смолоду о старости мы знаем?
Усталый шаг… Недуги… Седина…
Так, тундры не изведав,
Мы считаем,
Что красок жизни лишена она.
Корим за скудность мы ее
Заглазно, во всем как есть
Отказывая ей.
А тундра величава и прекрасна
Незащищенной нежностью своей!

(автор — Л. Татьяничева)

стихи про старость

Чтобы быть в курсе всех новых событий на блоге Полосатая Жизнь, оформите подписку здесь! Я Вам всегда рада!!

А чтобы сделать мне приятное, пробежитесь по кнопочкам соцсетей ;)

13 комментариев на “Жалоба покинутой. Свеча | Стихи о старости”

  • Ирина:

    Классные стихи!Действительно, люди огрубели! У кого-то материальная бедность, а у кого-то душевная

  • Хорошее стихотворение. Очень часто такие старушки стоят.

  • Замечательные стихотворения!!! Такие трогательные, особенно концовка улыбнулась)
    Правда в основном всем с протянутой рукой не хлеб, а бумажки нужны…(

  • Развал экономики, это не самое страшное, что произошло после развала СССР.
    Развал душ человеческих, вселение в них душ хищных животных — самое страшное.

    • То есть вы, Сергей, хотите сказать, что человек начал «гнить» со времен развала СССР? По-моему, люди и до этого не все отзывчивые были и сопереживающие.

  • Так, если на критику не обижаешься (сама написала!), тогда слушай.
    Первое стихотворение. Хорошая задумка и воплощение, и с «сацыяльным зместам» порядок. Поправить можно строки:
    «Пусть возьмет ее проруха.
    Уж давно с ума свела.»
    Первая строка, такое чувство, что написана для рифмы. По второй: кто или что давно свело с ума? Не прослеживается четко…
    «…Я немного замерзаю:
    мерзнут руки, мерзнет нос».
    даже не могу сказать точно, что мне здесь не нравится. Но какое-то оно не серьезнопоэтическое, что ли. «немного замерзаю» — не нужно слово «немного». И зачем дальнейшее уточнение? Я бы переделала это место, отшлифовала.

    По второму стихотворению. Тоже хорошая тема, незамыленный взгляд.
    Но! Немного непорядок с ритмом — можно поправить.
    Кроме того!
    «Огонь ее и прыгает, и скачет…» — прыгает и скачет — практически одно и то же, здесь не совсем уместно. Следующая строка тоже не очень удачна: «Он жжет ее подтаявший уж воск» — «уж» здесь только для ритма, и это чувствуется. И можно ли «жечь воск»?..
    «И век ее совсем уже недолог…» — замени «ее» на «свечи» (далековато от этой строки «главное действующее лицо», а местоимения всегда относятся к последнему существительному!).
    «…А из одной из освещенных полок
    Появится свеча на краешке стола…»
    Хотелось бы, чтоб где-то появилось слово «новая», или «другая», свеча. Тогда более четко прозвучит то, что ты хотела сказать.

    Ну, такой вот маленький разбор полетов получился. Не обессудь, Танечка, если что не так. Не хотела обидеть — но хотела помочь хорошее сделать еще лучше. Стихи ведь требуют шлифовки. Я через несколько лет иногда возвращаюсь и правлю свое. Если не ленюсь, конечно.
    удачи!

    • Принимаю к сведению и могла бы поспорить в чем-то, но не буду.
      Меня вот недавно посетила мысль: а может ли поэт судить поэта? Ведь у них может быть разное видение, разный стиль, разные ощущения одного и того же явления. А если один говорит другому: «делай как я» — не станет ли этот другой просто копировать стиль и видение первого и утрачивать свою индивидуальность?
      В общем, я поняла, что мне не надо становиться известным поэтом, к которому «не зарастет народная тропа», если для этого надо подстраиваться под других.. Память обо мне останется в моих других делах. А для других моих мотивов стихотворчества, о которых я писала здесь, мне нравится моя, никем не покореженная индивидуальность.
      Спасибо за критику. Именно благодаря ей я пришла к такому выводу.

    • Светлана, в общем, я решила пояснить, почему я все оставила так, как есть. Думаешь, я за раз эти стихи написала? Я сама их уже столько раз любовно шлифовала. Но дальше трогать их не могу.
      Пойду по пунктам, о которых ты говорила:
      1. «Пусть возьмет ее проруха.
      Уж давно с ума свела.» — может и для рифмы слово проруха стоит, но чем это плохо для стиха? Я же не делала заявок на «белый стих». Но эта рифма держит смысл всей строки выражением «возьмет проруха». Я лично это выражение слышала не один раз.
      Стихотворение написано как речь от самой старухи, поэтому ей как бы не совсем думается о литературности своих выражений. Естественно, старуха посылает проруху на жизнь, которая эту старуху обманула (не будет же старуха о себе говорить «ее», а тут только три существительных ж.р. — старуха, жизнь, проруха — так кого же возьмет проруха, разве не логично?), поэтому понятно, о ком речь. Вот попробуй представить себе эту мерзнущую бабушку, как она это себе под нос бормочет и куда-то вверх кулаком жизни грозит в отчаянии при этих словах. Так я себе это представляла и так чувствовала.
      2. «…Я немного замерзаю:
      мерзнут руки, мерзнет нос». — я в детстве голодала и попрошайничала. И при этом я не говорила «дайте денег», «дайте хлеба», я говорила: «дайте денюжку, хлебушка» — это мне казалось подходящим для ситуации. Вот старуха, на мои ощущения, чувствует печаль от своего положения и поэтому тоже его искажает. Она не скажет: «я сильно замерзла», она лишь намекнет — «я немного замерзаю», но далее перечислит детально, чтобы видно было, насколько взял ее мороз, что она не выдумывает.
      :arrow: идем ко второму стихотворению:
      1. «Огонь ее и прыгает, и скачет…» — тут ты права, и я попробовала изменить это место (эх, все же не могу не прислушаться там, где сама давно сомневалась :roll: )
      2. «Он жжет ее подтаявший уж воск» — «уж» здесь только для ритма, и это чувствуется. И можно ли «жечь воск»?.. — да, «уж» я вставила для ритма (так бы в прозе моя фраза звучала «уже подтаявший воск»), но пережить можно, я сейчас не припомню пример, но видела и как классики литературы использовали этот прием.
      Буквально жечь воск нельзя, но (метафорически) для того, чтобы передать боль свечи, «жечь» лучше, чем «плавить». В стихах можно искажать реальность.
      3. «И век ее совсем уже недолог…» — замени «ее» на «свечи» — я могу заменить, но тут специально так двусмысленно употреблено, что и не понять, чей век недолог, свечи, старухи ли.
      4. «…А из одной из освещенных полок
      Появится свеча на краешке стола…»
      Хотелось бы, чтоб где-то появилось слово «новая», или «другая», свеча. — здесь и мне этого хотелось, только пока никак не получается. Это мое самое проблемное место :!:
      Вот так. Теперь веришь, что не обижаюсь? :mrgreen:

  • Танечка, к выводу ты пришла неверному. Похоже на то, что обиделась. И зря.
    Вывод неверный — от неверного понимания ситуации.
    Надеюсь, ты понимаешь, что критика в реальной жизни и критика литературная — совершенно разные явления. Так вот когда поэт критикует другого с желанием помочь сделать творчество ярче и лучше, это не есть указание «подстраиваться под других» и уж тем более, это не значит, что поэт «СУДИТ» поэта. Суть у понятий «литературная критика» и «судить человека» — абсолютно разная!
    Не извиняюсь: ты сама просила меня высказать мнение, покритиковать — я это сделала, сделала честно. Не попросила бы — не стала бы…
    Еще скажу: никогда не помогут человеку стать лучше только хвалебные оды. Я лично только благодарна тем моим Поэтам-учителям, которые своей критикой заставляют меня работать и работать над словом, шлифовать свои строки и свою душу.
    Ну, а на обиду твою отвечу: насильно мил не будешь…

    • Светлана, да не обиделась я! Честно! :)
      Вот просто так заразмышлялось… Бывает. Чистой воды личная философия и выводы, основанные не на обиде на критику, а на этой самой философии.
      Если бы я обижалась на критику, я бы уже 10 лет как перестала бы писать стихи.
      Остаюсь при своем мнении, а ты при своем — и при этом никаких обид ;)

  • Ну, и ладненько.
    Твои стихи — твое дело, дорогая. У нас совершенно разные взгляды на поэзию, но это не значит, что мы не найдем иных «точек пересечения».
    Успехов!

    • Светлана, совершенно согласна с тобой! А точки пересечения у нас уже найдены. Только не объяснить их словами, как-то это душой чувствую, о чем уже не раз говорила! Хотя попробую: ты творческая личность, открытый и доброжелательный человек и с тобой интересно. Думаю, что и это не все, но уже этого достаточно ;)

Оставить комментарий

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: